МАОУ "СШ № 10 ИМЕНИ Э.Д. НОРПОЛОВА"

                        г.Хабаровска

 

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г.Хабаровска

"Средняя  школа № 10 имени Героя Российской Федерации Норполова Эдуарда Доржиевича"

 

Психолого-педагогическая служба

  

  

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАОУ "СШ № 10" -

 Емельянова Ирина Анатольевна

телефон - (4212) 22-20-74

  

     Технологически психологический процесс в школе простроен по модели сопровождения, предложенной М.Битяновой, целью которой является создание благоприятных условий для обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса в рамках предложенной среды. Смысл школьной психологической деятельности – в сопровождении ребёнка в процессе всего школьного обучения, помощи ребёнку делать осознанные личные выборы, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. Сопровождение рассматривается как целостная деятельность, в рамках которой выделяется три обязательных взаимосвязанных компонента: 

       1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.

       С первого года обучения ребёнка в школе накапливается информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития. Это необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики.

      2.Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

       На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения.

      3.Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим  проблемы в психологическом развитии, обучении.

       Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определённые проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками.

 

       График работы педагога-психолога

  

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

 

 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

 

Приказ Министерства просвещения РФ от 20.02.2020 г. № 59

"Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях"

 

 

На основании распоряжения Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.07.2022 г. № 918

"О ежегодном проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях Хабаровского края, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ"

 

 

СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ 

 

 

 

БРОШЮРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

  

 

 

 

 

  

 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

 Когда мы появляемся в том или ином месте: будь это организация, где мы работаем или учимся, транспорт, кинотеатр, интернет-пространство социальных сообществ, блогов, – мы можем переживать разные эмоциональные состояния, и в зависимости от этого желать или не желать находиться дольше в этом месте. От чего это зависит? Каждый из нас наверняка сможет назвать ряд причин, по которым мы хотели бы дольше оставаться в кругу друзей и, напротив, быстрее покинуть место, где не чувствуем себя столь же комфортно и безопасно. Переживание положительных эмоций, принятия и поддержки создает оптимальный уровень психологической безопасности среды, что в свою очередь, становится основой для успешных и продуктивных действий человека на работе, конструктивных взаимоотношений с окружающими и многих других проявлений насыщенной и интересной жизни человека.

 

  Что такое психологическая безопасность?

 

Тема психологической безопасности становится все более актуальной в связи с ростом психологической напряженности в обществе, ускорением темпов жизни, ощущением неустойчивости окружающего мира. Безопасность как условие нормального развития личности человека, — состояние, при котором человеку не угрожает посягательство на его существование и развитие, а также состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз. Другими словами, человек чувствует себя в безопасности в том случае, если ситуация безопасна объективно, а также у него есть личное представление об отсутствии угрозы. 

 На практике психологическая безопасность ощущается как:

·         эмоциональный комфорт;

·         возможность высказать свою точку зрения;

·         уважительное отношение к себе;

·         сохранение личного достоинства;

·         возможность обратиться за помощью;

·         учет личных проблем и затруднений;

·         внимание к просьбам и предложениям;

·         помощь в выборе собственного решения.

 

  Психологическая безопасность образовательной среды (школы) – состояние, при котором всеми участниками образовательного процесса обеспечивается:

1) комплексная системная защита каждого человека, как обучающегося, так и работающего или контактирующего с Университетом в рамках совместной деятельности или взаимовыгодных отношений;

2) надежность функционирования и устойчивость развития школы;

3) защита ценностей, норм школы, достоинства обучающихся и сотрудников;

4) защита от любых видов психологического насилия.

Психологическая безопасность предполагает развитую психологическую культуру общающихся; значимость и ценность среды, в которой происходит общение; отсутствие психологического насилия.

  Психологическая культура

 

Психологическая культура как разновидность культуры – это особый менталитет человека или группы людей, способ восприятия мира и отношения к нему, который зафиксирован в формировавшихся в течение веков конструктивных традициях и способах общения.

Психологическая культура выражается:

- во внимательности к людям;

- в психологической проницательности; чуткости, умении сопереживать;

- в эмоциональной стабильности;

- в отзывчивости, доброжелательности, чувстве юмора;

- в способности противостоять внешнему деструктивному влиянию;

- в настойчивости в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов;

- в умении общаться с разными людьми.

Перечисленные здесь характеристики представляют зрелую психологическую культуру – высшую ступень ее развития. В то время как этот феномен проходит 3 уровня формирования:  психологическую грамотность – это минимум психологических знаний и умений, обеспечивающих корректное социальное взаимодействие; психологическую компетентность,  определяющую достаточно высокую эффективность социального взаимодействия с людьми; и наконец, зрелую психологическую культуру –  механизм личностной саморегуляции, который проявляется в эффективном, и вместе с тем, гуманном взаимодействии с окружающими.

  Психологическое насилие

 

Психологическое насилие – это агрессивное воздействие на другого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются: упреки и брань; пренебрежительное отношение; запугивание; оскорбления и высмеивание; контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения; принуждение к исполнению унижающих действий; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение. Цель такого воздействия – подавление личности, стирание индивидуальности человека.

Помимо открытой агрессии психологическое насилие может выражаться в форме манипуляции – скрытого воздействия на человека для достижения целей манипулятора, при этом цели жертвы игнорируются. Хотя манипуляция и осуществляется скрыто, но о том, что Вами манипулируют, могут свидетельствовать появляющиеся в процессе общения или после него негативные эмоции и чувства: состояние тревоги; чувство униженности и обиды; ощущение, что тебя контролируют и используют – то есть обходятся с тобой как с вещью. Эти же эмоции возникают и в результате открытого психологического насилия. Они становятся кратковременными последствиями психологического насилия, в то время как отдаленные могут проявиться в форме хронической депрессии и саморазрушающем поведении (прием алкоголя, наркотиков, увлечение экстремальными видами спорта и др.).

В коллективе психологическое насилие может принимать формы моббинга и буллинга (разновидности травли). Моббинг может осуществляться в форме скрытого психологического давления, его результатом становятся постоянные сомнения жертвы в своих профессиональных и личных качествах, или в форме открытого конфликта, если к его инициатору присоединяется группа других сотрудников. Буллинг – это длительное агрессивное психологическое (реже физическое) давление на другого человека. Оно отрицательно сказывается на работе всего коллектива, ставшего его свидетелем, и на качестве работы объекта буллинга.

 Психологическое насилие приводит к неудовлетворенности базовых потребностей человека в личностно-доверительном общении, в итоге он начинает искать другую значимую среду, чтобы компенсировать недостаток такого общения. Часто этой средой становится виртуальная, которая действительно может предоставлять такие возможности. Но, как известно, уровень агрессии и в ней достаточно высок. В виртуальной среде есть собственные специфические формы проявления психологического насилия: это троллинг (формы социальной провокации, издевательств в киберпространстве с целью привлечь к себе внимание), хейтинг (выражение  ненависти, провокация вражды по отношению к объекту хейтинга), киберсталкинг (преследования, отслеживания частной информации), кибермоббинг и кибербуллинг (моббинг и буллинг, происходящие в  виртуальном пространстве. Также  снижают качество жизни их объекта, часто находят продолжение в реальной жизни).

Основная проблема возникает не в том случае, если человек с низким уровнем психологической культуры реализует психологическое насилие, а в том, если это явление получает широкий резонанс и поддержку, что является тревожным индикатором неблагополучия психологической среды.

Все перечисленные проявления психологического насилия, к сожалению, могут иметь место и в образовательных учреждениях.

Признаки, на основе которых мы можем определить нарушение норм психологической безопасности это:

- появление негативных эмоций – гнева, раздражения, уныния и вины;

- постоянное ожидание угрозы, порицания со стороны окружающих;

- стрессовые перегрузки, истощающие нервную систему и приводящие к различным соматическим заболеваниям;

- эмоциональное выгорание.

  Формирование и поддержание психологической безопасности образовательной среды

 

 Как создать оптимальную психологическую атмосферу, такую среду, в которой хотелось бы дольше находиться?

Образовательная среда отражает особенности социальной, в которой она формируется и развивается, но, в то же время, образовательная среда определяется наличием специально организованных условий для развития личности и становления профессионала. Эти условия представляют собой  совокупность конструктивных взаимоотношений участников образовательного процесса, обеспечивающих позитивное развитие и формирование их личности. Такие условия являются признаком благоприятной среды, и один из ее значимых факторов – психологическая безопасность.

Система образования, направленная на формирование психологической безопасности, руководствуется несколькими основными принципами:

·         опоры на развивающее образование предполагает, что одной из главных целей обучения является не личностное развитие, а развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания.

·         Психологической защищенности личности каждого участника образовательной среды. Применение этого принципа предполагает устранение психологического насилия во взаимодействии, а также развитие способности уважать права других, одновременно отстаивая свои собственные. Каждый имеет доступный ресурс  психологической поддержки и защиту прав на безопасное взаимодействие.

·         Развития коммуникативных навыков, в частности ассертивных (навыков уверенного поведения): умения утверждать свою точку зрения, не ущемляя свободы и достоинства другого; достигать поставленных целей, не проявляя агрессии; находить взаимовыгодные варианты решения проблем.

·         Развития умений, позволяющих личности осознанно выбирать свой жизненный путь и самостоятельно решать появляющиеся задачи.

Применение этих принципов позволяет создать положительный эмоциональный фон во время занятий, поддерживать конструктивный стиль общения преподавателей и обучающихся, уважение и взаимную поддержку в течение всего времени, проведенного в школе.

 

Что именно могут сделать те, кто заинтересован в формировании и поддержании  психологически безопасной образовательной среды?

В качестве направлений работы могут выступать следующие: введение нормы взаимной ответственности преподавателей и обучающихся за результаты занятия; создание установки на саморазвитие и самосовершенствование преподавателей и обучающихся (совместные творческие проекты преподаватель-ученик, в том числе в онлайн среде); развитие навыков установления дружественных отношений друг с другом; объединение в команды для ведения совместных творческих проектов; участие в создании бренда ОУ; поддержание значимости и привлекательности среды ОУ. Эти конструктивные изменения можно внедрить при помощи совместной деятельности ученических, преподавательских и объединенных групп. Основная цель – создание и поддержание межпоколенческого и межкультурного диалога для определения и внедрения в практику оптимальных психологических норм взаимодействия.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

 

  

 

Дата последнего обновления страницы 19.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения